Одним из наиважнейших, на мой взгляд, навыков, который важно даже не развить, а не загасить в ребенке в период начальной школы является ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ ЧЕГО ЕМУ ХОЧЕТСЯ.
Т.е. это ни что иное, как настоящее проявление тебя в мире, это про твою уникальность, индивидуальность, про тебя настоящего. Про то, что рождается с тобой...
Поэтому речь пойдет не о ее развитии, а о сохранении. Развить то, что уже развито от рождения просто не возможно, а вот сохранить очень важно.
Потому что увы, во многих случаях любознательность теряется и порой теряется на всю жизнь....Взрослых, которые не знают чего хотят сплошь и рядом или тех, кто знает, но не может себе позволить, так и зарывает свои желания под мнениями, стереотипами и программами...
Я и сама бываю в таком состоянии растерянности, но больше по причине жизненных переходов и трансформаций, мне сильно не привычно оставлять прошлое и начинать что-либо новое. В этот момент терюсь и кажется что ничего не хочу или не знаю, что хочу. Но потом моя любознательность берет верх, тем более я сканер, а сканер не может сидеть без увлечений.
Благо мне не вешали ярлыки в детстве о том как надо, что лучше, мне можно было всё, но некие стереотипы вцелом всё же наложились, поэтому порой бывает не просто иметь разностронние интересы или прыгать с темы на тему.
Ну, а мне реально интересно многое, как отказываться от такого удовольствия
Но страшно то, что есть дети, которые уже в начальной школе теряют это прекрасную возможность - хотеть! Это не естественно, природой предусмотренно иначе, поэтому если ребенок зависает в телефоне и его ничего не интересует, то вопрос тут явно не в ребенке, а в значимых взрослых рядом и окружении, в котором он на данный момент растет.
Т.е. это ни что иное, как настоящее проявление тебя в мире, это про твою уникальность, индивидуальность, про тебя настоящего. Про то, что рождается с тобой...
Поэтому речь пойдет не о ее развитии, а о сохранении. Развить то, что уже развито от рождения просто не возможно, а вот сохранить очень важно.
Потому что увы, во многих случаях любознательность теряется и порой теряется на всю жизнь....Взрослых, которые не знают чего хотят сплошь и рядом или тех, кто знает, но не может себе позволить, так и зарывает свои желания под мнениями, стереотипами и программами...
Я и сама бываю в таком состоянии растерянности, но больше по причине жизненных переходов и трансформаций, мне сильно не привычно оставлять прошлое и начинать что-либо новое. В этот момент терюсь и кажется что ничего не хочу или не знаю, что хочу. Но потом моя любознательность берет верх, тем более я сканер, а сканер не может сидеть без увлечений.
Благо мне не вешали ярлыки в детстве о том как надо, что лучше, мне можно было всё, но некие стереотипы вцелом всё же наложились, поэтому порой бывает не просто иметь разностронние интересы или прыгать с темы на тему.
Ну, а мне реально интересно многое, как отказываться от такого удовольствия
Но страшно то, что есть дети, которые уже в начальной школе теряют это прекрасную возможность - хотеть! Это не естественно, природой предусмотренно иначе, поэтому если ребенок зависает в телефоне и его ничего не интересует, то вопрос тут явно не в ребенке, а в значимых взрослых рядом и окружении, в котором он на данный момент растет.
Как сохранить любознательность ребенка?!
Прежде всего заняться наблюдением.
Если перестать приставать к ребенку, вот просто отпустить его, то он начнет делать то, что ему интересно, ну не сможет его природа его долго держать в ничегониделанье. Начнет, как минимум, приставать к вам с разговорами и темы будут разные
Я летом своим так и сказала - не знаете, что делать не делайте ничего и начался обратный эффект, они стали искать себе занятия сами. И вот в этот момент просто важно начать наблюдать. Открывается очень интересная картина с кучей интересов, ниже на примерах думаю станет ясно о чем я
Поэтому сейчас я так радуюсь всегда что и я сама и мои дети проявляют столько интересов, что порой не знаешь как это всё хотя бы по разку попробовать, не то что бы успеть позаниматься. Это же не распыление, а оказывается, естественная любознательность из которой потом и складывается их жизнь. Потому как по моим наблюдениям каждый ребенок индивидуален, у меня трое парней, но у каждого свои интересы
А как же чудесно видеть, как раскрывается индивидуальность ребенка через его личную (не навязанную) любознательность.
Это же просто нечто, когда ребенок в своей стихии, когда горят глаза, когда он свободен, раскован, светиться от счастья от того чем занимается, когда ему мало, он хочет еще и еще и далеко не телефонных игр, а встреч всё с новыми и новыми знаниями, навыками, общением. Как же классно наблюдать как они простраивают свое будущее уже сейчас, главное не мешать.
Ниже на видео одни из крайних таких примеров, настоящей любознательности моих детей:
Если перестать приставать к ребенку, вот просто отпустить его, то он начнет делать то, что ему интересно, ну не сможет его природа его долго держать в ничегониделанье. Начнет, как минимум, приставать к вам с разговорами и темы будут разные
Я летом своим так и сказала - не знаете, что делать не делайте ничего и начался обратный эффект, они стали искать себе занятия сами. И вот в этот момент просто важно начать наблюдать. Открывается очень интересная картина с кучей интересов, ниже на примерах думаю станет ясно о чем я
Поэтому сейчас я так радуюсь всегда что и я сама и мои дети проявляют столько интересов, что порой не знаешь как это всё хотя бы по разку попробовать, не то что бы успеть позаниматься. Это же не распыление, а оказывается, естественная любознательность из которой потом и складывается их жизнь. Потому как по моим наблюдениям каждый ребенок индивидуален, у меня трое парней, но у каждого свои интересы
А как же чудесно видеть, как раскрывается индивидуальность ребенка через его личную (не навязанную) любознательность.
Это же просто нечто, когда ребенок в своей стихии, когда горят глаза, когда он свободен, раскован, светиться от счастья от того чем занимается, когда ему мало, он хочет еще и еще и далеко не телефонных игр, а встреч всё с новыми и новыми знаниями, навыками, общением. Как же классно наблюдать как они простраивают свое будущее уже сейчас, главное не мешать.
Ниже на видео одни из крайних таких примеров, настоящей любознательности моих детей:
Здесь старший сын занимается своим любимым - творчеством. Ему впервые доверили роль ведущего, в которой он раскрылся по новому. Что очень порадовало, что все 2 часа вообще не выходил из образа, это же реально сложно если делать специально, а если этим ты живешь, то вот так вот 2 часа пролетают незаметно и с горящими глазами.
А здесь младшие дети представили себя судостроителями и капитанами дальнего плаванья. Сами сделали корабли, сами нашли где их запустить. Посмотрите сколько восторга и полдня увлечённости, от которой не оторвать, а сколько потом вопросов про то, как строить корабли, а в каких морях они плавают, а какие бывают, а зачем они плывут туда и туда и т.п
Наша задача как родителей лишь наблюдать и мягко поддерживать, при этом ни в коем случаи не отнимая у них отвественность. Правда для начала им ее нужно отдать, на себе убедилась что мы (родители) держим ее ох, как круто в своих руках, а уже в 1 классе ребенок готов ее взять на себя уж точно
Наше основное занятие наблюдение
В наблюдении сразу открываются все грани
Буквально на днях раскрыли такие грани у среднего сына, как желание стать реставратором мебели, заниматься столярным делом
А старший поразил сообщением о том, что помимо артиста он хочет стать еще и педагогом
А еще очень интересные факты открывает игра в лего.
Наши часами могут в него играть, но всегда сценарии примерно одинаковы
Кто-то строит, кто-то разрабатывает план города, кому-то важен дом, а кому-то гараж и дороги или поезда, а старший и тут удивляет, он ничего ровным счетом в лего не делает, но играть всегда играет и знаете как - он у них просто мэр)))))))) Мэр, который просто сидит и раздает указания что двум младшим братьям делать, ну вот от куда у него такое, он никогда мэром стать не планировал, но в роль такую играет, а другие даже не хотят пробовать брать на себя такую обязанность....
Наша задача как родителей лишь наблюдать и мягко поддерживать, при этом ни в коем случаи не отнимая у них отвественность. Правда для начала им ее нужно отдать, на себе убедилась что мы (родители) держим ее ох, как круто в своих руках, а уже в 1 классе ребенок готов ее взять на себя уж точно
Наше основное занятие наблюдение
В наблюдении сразу открываются все грани
Буквально на днях раскрыли такие грани у среднего сына, как желание стать реставратором мебели, заниматься столярным делом
А старший поразил сообщением о том, что помимо артиста он хочет стать еще и педагогом
А еще очень интересные факты открывает игра в лего.
Наши часами могут в него играть, но всегда сценарии примерно одинаковы
Кто-то строит, кто-то разрабатывает план города, кому-то важен дом, а кому-то гараж и дороги или поезда, а старший и тут удивляет, он ничего ровным счетом в лего не делает, но играть всегда играет и знаете как - он у них просто мэр)))))))) Мэр, который просто сидит и раздает указания что двум младшим братьям делать, ну вот от куда у него такое, он никогда мэром стать не планировал, но в роль такую играет, а другие даже не хотят пробовать брать на себя такую обязанность....
Интересы моих детей на сентябрь, 2025 года
Старший сын, Станислав, 10 лет
- музыка, любит петь, да так, чтобы мощно, пробовал эстраду не зашло потому что не чувствует той силы и размаха, как в народном пении. Нравиться выделяться из хора (поет в хоре уже 4 год). Быть на виду и первым парнем на деревне. Хочет петь сольно очень и освоить ударные инструменты или баян. Но согласился на днях и на бесплатный курс по укулели
- видит себя артистом, поэтому театр, киношкола и всё что связано с артистизмом принимает вип дозами) Ходит сейчас в киношколу и мечтает о кастингах в кино, на которые мама всё никак не соберется силами. Поэтому он пока работает над портфолио и визиткой
- стал в этом году интересоваться литературой и теорией музыки, что меня удивило, сам ищет инфу о композиторах, что то там читает, слушает. В литературу влюбился через детективное агенство Хрум и когда понял что ее нужно сдавать при поступлении в актерский вуз, а еще когда смаканул от выразительного чтения стихов (он в школе прямо тренируется на уроках, сначала боялся, стеснялся, учителя пресекали, но мы с ним долго на эту тему разговаривали, в итоге вот недавно прибежал счастливый, мама говрит я сорвал аплодисменты класса)) Сейчас вот увлек его Гарри Поттер, именно читает, не слушает, говорит потому что с фильмом большая разница, тут кстати, мой пример сработал, я все лето зачитывалась книгами и Сумерками, а он все спрашивал, ну чего там такого интересного, я предложила ему обратить внимание на Поттера, ему зашло. И буквально вот на прошлой неделе вдруг зачем-то ему понадобились мифы и сказки, планирует составить список и их изучать. Хочет ходить в литературный кружок, в дк пошел, не взяли, вырос по возрасту
- явно имеет наклонности и увлечение к педагогике, сам выразил это вот буквально на днях, до этого называл это волонтерством или аниматорством. Планирует работать аниматором с 14 лет, еще хочет быть вожатым в детском лагере. На новогодних утренниках в прошлом году было видно как он прямо по пятам ходит за малышами и ему это реально в кайф
- и еще его тянет к кулинарии, но тут я никак не могу хоть частично поделиться отвественностью с детьми,хотя его попытки готовить заканчивались реально вкусными шедеврами
- и еще его манят клубы настольных игр, пару раз сходил в дк поиграть и заболел, именно я так понимаю общение его больше там интересует, но и игры тоже, потому что например, шахматы очень любит и ходил бы, если бы нашли бесплатные рядом с домом
Средний сын, Ярослав, 9 лет
- видит себя художником, любит рисовать, любовь эта у него появилась года три назад с банальных декашных занятий по изо. У него действительно есть склонность к рисованию, он не только этот мир чувствует, но и успокаивается им. У него действительно хорошо получается рисовать, да и всё что связано с этим творчеством впитывает как губка и хочет еще. Вот сегодня (27.09.25) рыдал горькими слезами от того, что ему слишком мало 2 занятия в неделю в изостудии. Недавно не без моей помощи увидел, что художник это намного шире, чем просто рисование картин, и тут как говорится, аппетит разыгрался, теперь постоянно спрашивает, а что делает дизайнер, а что иллюстратор и т.п. А еще уже пробовал свои картины продавать, реально выходил на улицу и предлагал людям
- у него шикарная способность к пространственному мышлению, ее выловила случайно этим летом во время того как мы учились делать грядки, теплицу, в сентябре когда собирали кровать он тоже проявил для меня чудеса, потому что я реально часа два буду стоять и думать как прибить одну доску к дургой, а он раз и просто видит, как отпилить, как прибить, под каким углом приложить, еще так удивляется мне, мол мам это ж просто...А мне реально не просто, я не вижу, я летом чтобы сбить три палки клеила их на пластилине, что бы понять как отрезать, а он пришел приложил и пошел дальше...Как!!! Как я не додумалась до такого... Одним словом строительные наклонноси у него точно есть и ему реально очень нравится, что либо мастерить
- увлекается глиной, прямо его любимый материал, летом даже ходил набирал ее на улице, а потом сам обжигал в костре.
- на днях заявил, что очень нравиться ему старая мебель, рассказала что художники могут быть реставратарами, всё, теперь загорелся, хочет попробовать.
- прекрасно справляется с программированием, прямо заждит им заняться и судя по лего, архитетурные наклонности у него тоже развиты не плохо
- еще Яруха удивил нас в сентябре своим заявлением, что хочет вязать и шить
- любитель готовить, они со старшим братом летом даже кафе хотели открыть, старший планировал закупить посуды и техники даже, но пока оставили эту идею до лучших времен, мы сами в доме не помешаемся, куда технику, решили, что сначала построим домик им
- и переодически нет, нет, но вылазит желание танцевать и играть в футбол, но какое-то не явное, но сидит уже второй год
- этим летом увлёкса камнями, собрал целую колекцию, поспособствовал музей, в который их возила по школьной программе я сама
- увлекается майнкрафтом
Младший сын, Владислав, 7 лет
И на этом их интересы не заканчиваются, это более твердые и устоявшиеся, а так только стоит чего-нибудь увидеть и уже хочу, вчера были на Фиксишоу, младший увидел в выступлении как запускали самолет на пульте управления и делали трюки - всё теперь он хочет научиться делать такие же трюки, всё порывался вчера разыскать этого дядю с пультом и спросить как он это делает.
А за средним наблюдала, так его интересавало не столько шоу, сколько то как всё устроено, он пытался каждое действие актера разгадать, предугадать, понять, только и дело, что слышала - аааа, я понял, они за сценой это прячут, ааа,я увидел, это не настоящие фиксики, это люди внутри них и т.п.....
Старшего же интересовал анализ выступления вокальных артистов и то как же они пришли к выступлению на этой сцене. Пока младшие смотрели шоу, Стас гуглил инфу про биографию артистов, чтобы понять их путь)))) По пути домой пришла ему идея о том, что хочет сделать себе страницу сайта про себя, а еще обрабатывать песни народные под свое виденье, потому что то, что пели ему не нравиться, сказал в этом нет смысла. Всю дорогу обсуждали смысл современных песен, сильно был возмущен ситуаций на рынке)))
Но главное что он уже сейчас чувствует себя звездой, уверен в себе и реально искренни не понимает почему не он там! Единственно, что меня порадовало, что вчера он осознал, что чтобы быть там надо что-то делать, не просто быть уверенным и мечтать, надо предпринимать какие-то шаги
- пловец, мы долго не могли увидеть его наклонности, да и сейчас он раскрывается очень не спеша, но взяв его впервые на море лет в 5, всё тут же стало ясно. Это просто водяной, водя его стихия, у него нет вообще страха к воде, от нее его не оторвать, может часами сидеть в ней, сейчас уже освоил плаванье
- еще этим летом ярче проявилось его увлечение животным миром, вот ему прямо интересно как они живут, а почему так, а почему состоят из таких вот частей, а почему бы не поймать, понаблюдаю, покормлю. Никто из старших такого интереса не проявляет, даже наоборот брезгают, а этот же носиться с каждой гусеницей, ловит бабочек, продает личинки, у деда выпросил аквариумных рыбок, сам за ними ухаживает, вместо игрушки на скопленные деньги планирует купить им водоросли, собирает папке червей. И постояно просит животных.
- любит природу
- поезда, любимая тема, может скупить все, играть часами и спать с ними. Пока мечтает быть машинистом
- увлекается майнкрафтом
И на этом их интересы не заканчиваются, это более твердые и устоявшиеся, а так только стоит чего-нибудь увидеть и уже хочу, вчера были на Фиксишоу, младший увидел в выступлении как запускали самолет на пульте управления и делали трюки - всё теперь он хочет научиться делать такие же трюки, всё порывался вчера разыскать этого дядю с пультом и спросить как он это делает.
А за средним наблюдала, так его интересавало не столько шоу, сколько то как всё устроено, он пытался каждое действие актера разгадать, предугадать, понять, только и дело, что слышала - аааа, я понял, они за сценой это прячут, ааа,я увидел, это не настоящие фиксики, это люди внутри них и т.п.....
Старшего же интересовал анализ выступления вокальных артистов и то как же они пришли к выступлению на этой сцене. Пока младшие смотрели шоу, Стас гуглил инфу про биографию артистов, чтобы понять их путь)))) По пути домой пришла ему идея о том, что хочет сделать себе страницу сайта про себя, а еще обрабатывать песни народные под свое виденье, потому что то, что пели ему не нравиться, сказал в этом нет смысла. Всю дорогу обсуждали смысл современных песен, сильно был возмущен ситуаций на рынке)))
Но главное что он уже сейчас чувствует себя звездой, уверен в себе и реально искренни не понимает почему не он там! Единственно, что меня порадовало, что вчера он осознал, что чтобы быть там надо что-то делать, не просто быть уверенным и мечтать, надо предпринимать какие-то шаги
Поэтому я поняла, что главное сейчас на этапе началки по мах постараться расширить у детей виденье мира, его возможностей, а потом наблюдать за их реакциями на каждое расширение и потихонечку передавать отвественность с их взрослением им.
Интерес и любознательность рождают смысл, а смысл мотивацию и тогда учеба становится не только интересной, но такие знания запоминаются на всю жизнь
Интерес и любознательность рождают смысл, а смысл мотивацию и тогда учеба становится не только интересной, но такие знания запоминаются на всю жизнь
Что считаю своими основными задачами сейчас
- в увлечения детей красиво вписать школьные предметы и вовсе не для того, чтобы они знали как считать и писать, а для того чтобы еще шире смогли развиваться в своих областях понимая как применить то или иное знание из учебника для их пользования, для развития для своего интереса
- продолжить расширять их кругозор, опираясь на их увлечения и интересы
- учить чувствовать и опираться на свои чувства и ощущения
- прокачивать себя и своим примером показывать, что всё возможно в этой жизни
- учиться верить, поддреживать детей, относиться к ним, как к взрослым и потихонечку передавать отвественность, плавно обучая и себя и их тем навыкам, которые прописала в недавней статье
