Любознательность детей - развивать или сохранять?!
Одним из наиважнейших, на мой взгляд, навыков, который важно даже не развить, а не загасить в ребенке в период начальной школы является ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ ЧЕГО ЕМУ ХОЧЕТСЯ.
Т.е. это ни что иное, как настоящее проявление тебя в мире, это про твою уникальность, индивидуальность, про тебя настоящего. Про то, что рождается с тобой...
Поэтому речь пойдет не о ее развитии, а о сохранении. Развить то, что уже развито от рождения просто не возможно, а вот сохранить очень важно.
Потому что увы, во многих случаях любознательность теряется и порой теряется на всю жизнь....Взрослых, которые не знают чего хотят сплошь и рядом или тех, кто знает, но не может себе позволить, так и зарывает свои желания под мнениями, стереотипами и программами...
Я и сама бываю в таком состоянии растерянности, но больше по причине жизненных переходов и трансформаций, мне сильно не привычно оставлять прошлое и начинать что-либо новое. В этот момент терюсь и кажется что ничего не хочу или не знаю, что хочу. Но потом моя любознательность берет верх, тем более я сканер, а сканер не может сидеть без увлечений.
Благо мне не вешали ярлыки в детстве о том как надо, что лучше, мне можно было всё, но некие стереотипы вцелом всё же наложились, поэтому порой бывает не просто иметь разностронние интересы или прыгать с темы на тему.
Ну, а мне реально интересно многое, как отказываться от такого удовольствия
Но страшно то, что есть дети, которые уже в начальной школе теряют это прекрасную возможность - хотеть! Это не естественно, природой предусмотренно иначе, поэтому если ребенок зависает в телефоне и его ничего не интересует, то вопрос тут явно не в ребенке, а в значимых взрослых рядом и окружении, в котором он на данный момент растет.
Как сохранить любознательность ребенка?!
Прежде всего заняться наблюдением.
Если перестать приставать к ребенку, вот просто отпустить его, то он начнет делать то, что ему интересно, ну не сможет его природа его долго держать в ничегониделанье. Начнет, как минимум, приставать к вам с разговорами и темы будут разные
Я летом своим так и сказала - не знаете, что делать не делайте ничего и начался обратный эффект, они стали искать себе занятия сами. И вот в этот момент просто важно начать наблюдать. Открывается очень интересная картина с кучей интересов, ниже на примерах думаю станет ясно о чем я
Поэтому сейчас я так радуюсь всегда что и я сама и мои дети проявляют столько интересов, что порой не знаешь как это всё хотя бы по разку попробовать, не то что бы успеть позаниматься. Это же не распыление, а оказывается, естественная любознательность из которой потом и складывается их жизнь. Потому как по моим наблюдениям каждый ребенок индивидуален, у меня трое парней, но у каждого свои интересы
А как же чудесно видеть, как раскрывается индивидуальность ребенка через его личную (не навязанную) любознательность.
Это же просто нечто, когда ребенок в своей стихии, когда горят глаза, когда он свободен, раскован, светиться от счастья от того чем занимается, когда ему мало, он хочет еще и еще и далеко не телефонных игр, а встреч всё с новыми и новыми знаниями, навыками, общением. Как же классно наблюдать как они простраивают свое будущее уже сейчас, главное не мешать.
Ниже на видео одни из крайних таких примеров, настоящей любознательности моих детей:
Здесь старший сын занимается своим любимым - творчеством. Ему впервые доверили роль ведущего, в которой он раскрылся по новому. Что очень порадовало, что все 2 часа вообще не выходил из образа, это же реально сложно если делать специально, а если этим ты живешь, то вот так вот 2 часа пролетают незаметно и с горящими глазами.
А здесь младшие дети представили себя судостроителями и капитанами дальнего плаванья. Сами сделали корабли, сами нашли где их запустить. Посмотрите сколько восторга и полдня увлечённости, от которой не оторвать, а сколько потом вопросов про то, как строить корабли, а в каких морях они плавают, а какие бывают, а зачем они плывут туда и туда и т.п
Наша задача как родителей лишь наблюдать и мягко поддерживать, при этом ни в коем случаи не отнимая у них отвественность. Правда для начала им ее нужно отдать, на себе убедилась что мы (родители) держим ее ох, как круто в своих руках, а уже в 1 классе ребенок готов ее взять на себя уж точно
Наше основное занятие наблюдение
В наблюдении сразу открываются все грани
Буквально на днях раскрыли такие грани у среднего сына, как желание стать реставратором мебели, заниматься столярным делом
А старший поразил сообщением о том, что помимо артиста он хочет стать еще и педагогом
А еще очень интересные факты открывает игра в лего.
Наши часами могут в него играть, но всегда сценарии примерно одинаковы
Кто-то строит, кто-то разрабатывает план города, кому-то важен дом, а кому-то гараж и дороги или поезда, а старший и тут удивляет, он ничего ровным счетом в лего не делает, но играть всегда играет и знаете как - он у них просто мэр)))))))) Мэр, который просто сидит и раздает указания что двум младшим братьям делать, ну вот от куда у него такое, он никогда мэром стать не планировал, но в роль такую играет, а другие даже не хотят пробовать брать на себя такую обязанность....
Интересы моих детей на сентябрь, 2025 года
Старший сын, Станислав, 10 лет
музыка, любит петь, да так, чтобы мощно, пробовал эстраду не зашло потому что не чувствует той силы и размаха, как в народном пении. Нравиться выделяться из хора (поет в хоре уже 4 год). Быть на виду и первым парнем на деревне. Хочет петь сольно очень и освоить ударные инструменты или баян. Но согласился на днях и на бесплатный курс по укулели
видит себя артистом, поэтому театр, киношкола и всё что связано с артистизмом принимает вип дозами) Ходит сейчас в киношколу и мечтает о кастингах в кино, на которые мама всё никак не соберется силами. Поэтому он пока работает над портфолио и визиткой
стал в этом году интересоваться литературой и теорией музыки, что меня удивило, сам ищет инфу о композиторах, что то там читает, слушает. В литературу влюбился через детективное агенство Хрум и когда понял что ее нужно сдавать при поступлении в актерский вуз, а еще когда смаканул от выразительного чтения стихов (он в школе прямо тренируется на уроках, сначала боялся, стеснялся, учителя пресекали, но мы с ним долго на эту тему разговаривали, в итоге вот недавно прибежал счастливый, мама говрит я сорвал аплодисменты класса)) Сейчас вот увлек его Гарри Поттер, именно читает, не слушает, говорит потому что с фильмом большая разница, тут кстати, мой пример сработал, я все лето зачитывалась книгами и Сумерками, а он все спрашивал, ну чего там такого интересного, я предложила ему обратить внимание на Поттера, ему зашло. И буквально вот на прошлой неделе вдруг зачем-то ему понадобились мифы и сказки, планирует составить список и их изучать. Хочет ходить в литературный кружок, в дк пошел, не взяли, вырос по возрасту
явно имеет наклонности и увлечение к педагогике, сам выразил это вот буквально на днях, до этого называл это волонтерством или аниматорством. Планирует работать аниматором с 14 лет, еще хочет быть вожатым в детском лагере. На новогодних утренниках в прошлом году было видно как он прямо по пятам ходит за малышами и ему это реально в кайф
и еще его тянет к кулинарии, но тут я никак не могу хоть частично поделиться отвественностью с детьми,хотя его попытки готовить заканчивались реально вкусными шедеврами
и еще его манят клубы настольных игр, пару раз сходил в дк поиграть и заболел, именно я так понимаю общение его больше там интересует, но и игры тоже, потому что например, шахматы очень любит и ходил бы, если бы нашли бесплатные рядом с домом
Средний сын, Ярослав, 9 лет
видит себя художником, любит рисовать, любовь эта у него появилась года три назад с банальных декашных занятий по изо. У него действительно есть склонность к рисованию, он не только этот мир чувствует, но и успокаивается им. У него действительно хорошо получается рисовать, да и всё что связано с этим творчеством впитывает как губка и хочет еще. Вот сегодня (27.09.25) рыдал горькими слезами от того, что ему слишком мало 2 занятия в неделю в изостудии. Недавно не без моей помощи увидел, что художник это намного шире, чем просто рисование картин, и тут как говорится, аппетит разыгрался, теперь постоянно спрашивает, а что делает дизайнер, а что иллюстратор и т.п. А еще уже пробовал свои картины продавать, реально выходил на улицу и предлагал людям
у него шикарная способность к пространственному мышлению, ее выловила случайно этим летом во время того как мы учились делать грядки, теплицу, в сентябре когда собирали кровать он тоже проявил для меня чудеса, потому что я реально часа два буду стоять и думать как прибить одну доску к дургой, а он раз и просто видит, как отпилить, как прибить, под каким углом приложить, еще так удивляется мне, мол мам это ж просто...А мне реально не просто, я не вижу, я летом чтобы сбить три палки клеила их на пластилине, что бы понять как отрезать, а он пришел приложил и пошел дальше...Как!!! Как я не додумалась до такого... Одним словом строительные наклонноси у него точно есть и ему реально очень нравится, что либо мастерить
увлекается глиной, прямо его любимый материал, летом даже ходил набирал ее на улице, а потом сам обжигал в костре.
на днях заявил, что очень нравиться ему старая мебель, рассказала что художники могут быть реставратарами, всё, теперь загорелся, хочет попробовать.
прекрасно справляется с программированием, прямо заждит им заняться и судя по лего, архитетурные наклонности у него тоже развиты не плохо
еще Яруха удивил нас в сентябре своим заявлением, что хочет вязать и шить
любитель готовить, они со старшим братом летом даже кафе хотели открыть, старший планировал закупить посуды и техники даже, но пока оставили эту идею до лучших времен, мы сами в доме не помешаемся, куда технику, решили, что сначала построим домик им
и переодически нет, нет, но вылазит желание танцевать и играть в футбол, но какое-то не явное, но сидит уже второй год
этим летом увлёкса камнями, собрал целую колекцию, поспособствовал музей, в который их возила по школьной программе я сама
увлекается майнкрафтом
Младший сын, Владислав, 7 лет
пловец, мы долго не могли увидеть его наклонности, да и сейчас он раскрывается очень не спеша, но взяв его впервые на море лет в 5, всё тут же стало ясно. Это просто водяной, водя его стихия, у него нет вообще страха к воде, от нее его не оторвать, может часами сидеть в ней, сейчас уже освоил плаванье
еще этим летом ярче проявилось его увлечение животным миром, вот ему прямо интересно как они живут, а почему так, а почему состоят из таких вот частей, а почему бы не поймать, понаблюдаю, покормлю. Никто из старших такого интереса не проявляет, даже наоборот брезгают, а этот же носиться с каждой гусеницей, ловит бабочек, продает личинки, у деда выпросил аквариумных рыбок, сам за ними ухаживает, вместо игрушки на скопленные деньги планирует купить им водоросли, собирает папке червей. И постояно просит животных.
любит природу
поезда, любимая тема, может скупить все, играть часами и спать с ними. Пока мечтает быть машинистом
увлекается майнкрафтом
И на этом их интересы не заканчиваются, это более твердые и устоявшиеся, а так только стоит чего-нибудь увидеть и уже хочу, вчера были на Фиксишоу, младший увидел в выступлении как запускали самолет на пульте управления и делали трюки - всё теперь он хочет научиться делать такие же трюки, всё порывался вчера разыскать этого дядю с пультом и спросить как он это делает.
А за средним наблюдала, так его интересавало не столько шоу, сколько то как всё устроено, он пытался каждое действие актера разгадать, предугадать, понять, только и дело, что слышала - аааа, я понял, они за сценой это прячут, ааа,я увидел, это не настоящие фиксики, это люди внутри них и т.п.....
Старшего же интересовал анализ выступления вокальных артистов и то как же они пришли к выступлению на этой сцене. Пока младшие смотрели шоу, Стас гуглил инфу про биографию артистов, чтобы понять их путь)))) По пути домой пришла ему идея о том, что хочет сделать себе страницу сайта про себя, а еще обрабатывать песни народные под свое виденье, потому что то, что пели ему не нравиться, сказал в этом нет смысла. Всю дорогу обсуждали смысл современных песен, сильно был возмущен ситуаций на рынке)))
Но главное что он уже сейчас чувствует себя звездой, уверен в себе и реально искренни не понимает почему не он там! Единственно, что меня порадовало, что вчера он осознал, что чтобы быть там надо что-то делать, не просто быть уверенным и мечтать, надо предпринимать какие-то шаги
Поэтому я поняла, что главное сейчас на этапе началки по мах постараться расширить у детей виденье мира, его возможностей, а потом наблюдать за их реакциями на каждое расширение и потихонечку передавать отвественность с их взрослением им.
Интерес и любознательность рождают смысл, а смысл мотивацию и тогда учеба становится не только интересной, но такие знания запоминаются на всю жизнь
Что считаю своими основными задачами сейчас
в увлечения детей красиво вписать школьные предметы и вовсе не для того, чтобы они знали как считать и писать, а для того чтобы еще шире смогли развиваться в своих областях понимая как применить то или иное знание из учебника для их пользования, для развития для своего интереса
продолжить расширять их кругозор, опираясь на их увлечения и интересы
учить чувствовать и опираться на свои чувства и ощущения
прокачивать себя и своим примером показывать, что всё возможно в этой жизни
учиться верить, поддреживать детей, относиться к ним, как к взрослым и потихонечку передавать отвественность, плавно обучая и себя и их тем навыкам, которые прописала в недавней статье